Изучение фрустрационной толерантности у старшеклассников Воронежа с нарушением интеллектуального развития
Герасимова Нина
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает увеличение количества различных отклонений в личностном развитии и поведении молодежи. С другой стороны, одной из острейших социальных проблем нашего общества за последние годы стало резкое возрастание молодежной преступности, особенно преступности подростков. Подростки, у которых система ценностей еще не полностью сформировалась (тем более лица с нарушением интеллектуального развития), часто втягиваются в криминальные группы. В этой связи становится актуальным вопрос, как влияет нарушение интеллектуального развития подростков на степень их агрессивности в фрустрирующей ситуации, тем более что такие подростки составляют достаточно большую группу.
Известно, что около 30% патологии психического развития у детей и подростков составляют задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость (олигофрения). Однако современные объективные популяционные психологические характеристики подростков этих групп не изучены. Поэтому важно знать весь спектр индивидуальных психологических особенностей подростков проблемных групп, в том числе особенности агрессивности и фрустрационной толерантности.
Сложность в рассмотрении данного вопроса заключается в том, что к настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не стало исчерпывающим и общеупотребительным. Возможно, это связано с чрезвычайной сложностью и многообразностью форм агрессивного поведения у человека. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно различное содержание.
Однако, если обобщить современные взгляды на фрустрационную теорию агрессии, то можно увидеть следующую связь. Уровень и непредвиденность фрустраций порождают негативные эмоции, наличие которых Берковиц считает необходимым для возникновения агрессивных намерений. Усилить побуждения к агрессии, проистекающие из обусловленных фрустрацией негативных эмоций, могут посылы к агрессии, т.е. провоцирующие воздействия окружающей среды (в частности, референтной для подростка группы). В целом, повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных факторов (таких, как интенсивность фрустраций и связанные с агрессией стимуляторы) и от его эмоциональной реакции на них.
Для более полного изучения понятия агрессии необходимо рассматривать её не только как поведение, но и как психическое состояние; знать её феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и во-левой компоненты. Важно посмотреть, какие особенности эти компоненты приобретают у подростков с нарушением интеллекта.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для на-падения и идентификации своих «наступательных средств». У подростков с ЗПР отмечаются недостаточность восприятия, фрагментарность построения целостного образа, снижение памяти, особенно словесной, слабость непроизвольного и  произвольного запоминания, плохое опосредованное запоминание. Мышление у подростков с ЗПР характеризуется недостаточной развитостью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Такое мышление является поверхностным, т.е. схватываются случайные, внешние связи и опускаются главные. Преобладание штампов и шаблонов отражает инертность нервных процессов. Отмечаются случаи, в которых подростки не могут словесно объяснить выполняемые действия, что свидетельствует об эпизодическом нарушении целенаправленности мышления. Умственно отсталые подростки в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Таким образом, у подростков с диагнозом ЗПР и олигофрения недостаточно развит познавательный компонент, в результате страдает ориентировка,  понимание ситуации. Это может отражаться на неадекватном выделении или игнорировании объекта нападения и идентификации своих «наступательных средств».
Исключительно важен и эмоциональный компонент агрес-сивного состояния. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недо-брожелательности, злости, мстительности, а в некоторых случа-ях и чувства своей силы, уверенности. Л.С.Выготский отмечал, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания. Поэтому умственная отсталость обуславливает следующие особенности эмоциональной сферы: недостаточную дифференцированность и часто неадекватные, непропорциональные воздействиям внешней среды чувства. Наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по несущественному поводу.
Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчи-вость, решительность, а в ряде случаев инициативность и сме-лость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств. Для умственно отсталых и подростков с диагнозом ЗПР характерен дефект овладения собственным поведением. Именно в нем, считает Л.С.Выготский, лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка.
Таким образом, в результате взаимодействия всех перечисленных выше деформаций психических компонентов агрессии можно предположить, что подростки с диагнозами ЗПР и олигофренией в степени дебильности под влиянием  фрустрирующей ситуации могут проявлять следующие поведенческие реакции:
1. либо примитивные агрессивные реакции, совершающиеся вне воздействия высшей сферы личности и переходящие в неадекватные действия;
2. либо игнорирование объекта нападения с фиксацией на препятствии.
Преобладание одного из указанных типов реакций выявлялось, как один из аспектов, в ходе проведенного нами и описываемого ниже исследования.
Общепризнанно, что адекватным средством диагностики фрустрационной толерантности служит экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, которая позволяет проследить особенности поведения в ситуации фрустрации, возникающей в процессе общения. С помощью этой методики было проведено изучение фрустрационного поведения школьников с нарушением интеллектуального развития (7-х – 9-х классов): ЗПР – 15 человек; олигофрении в степени умеренно выраженной дебильности – 30 человек, в т.ч. 14 девочек и 16 мальчиков. Диагноз был поставлен психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Общее количество обследуемых 45 человек, возраст которых колебался от 13,2 до 18,6 лет и в среднем составил 15,2 лет. Экспериментально-психологическое исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально.  Полученные результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.
Анализ полученных результатов исследования показал, что группа подростков с диагнозом олигофрении по коэффициенту социальной адаптации GCR имеет показатели ниже, чем испытуемые с ЗПР (14% против 29%). Это может свидетельствовать о более высоком уровне адаптированности к своему социальному окружению подростков с  ЗПР. Однако, для обеих групп испытуемых характерен низкий уровень адаптированности к своему социальному окружению относительно имеющихся нормативных показателей (50%). При этом уровень экстрапунитивных реакций совпадает с верхней границей норматива  (E=41%  при нормативе 40%).
Основным результатом исследования является то, что среди показателей обеих групп испытуемых только тип реакции «с фиксацией на препятствии» (OD) существенно превышает известные нормативы по соответствующему фактору (в 2,5-3 раза). Внутри группы олигофренов при анализе по полу выявлено, что у девочек тип реакции с фиксацией на препятствии выражен более ярко, мальчики же чаще проявляют тип реакции с фиксацией на самозащите.
В ходе исследования анализировался также уровень способностей к трансформации агрессивности в социально приемлемые формы поведения. Основываясь на значениях 2-го индекса Раухфляйша, можно указать, что в обеих группах испытуемых отмечается низкий результат, причем подростки с ЗПР (E/e=2,75±1,07) менее способны к трансформации агрессивных импульсов, чем подростки с олигофренией (E/e=1,08±0,10).  Внутри группы олигофренов были рассмотрены особенности фрустрационной толерантности среди мальчиков и девочек. У мальчиков исследуемой выборки показатели по индексу трансформации агрессии Раухфляйша в 2,3 раза больше, чем у девочек, что дает основание предполагать, что девочки-олигофрены лучше преобразуют агрессивные импульсы в социально приемлемые формы поведения.
Таким образом, в процессе изучения фрустрационной толерантности  у старшеклассников Воронежа с диагнозами ЗПР и олигофрении в степени умеренно выраженной дебильности выявлено преобладание реакций с фиксацией на препятствии. Уровень враждебности к окружению как составляющая экстрапунитивных реакций не превышает норматива. Таким образом, для исследуемой выборки не характерно доминирование примитивных агрессивных реакций. Кроме того, в процессе исследования были выявлены следующие тенденции: низкая степень социальной адаптации, трудности в трансформации агрессивных импульсов в социально приемлемое поведение.
Для более полного изучения проблемы необходимо  продолжить данное исследование, включив в него достаточное для эпидемиологического подхода количество испытуемых различного пола, возраста или иных групп, а также провести исследование детей без нарушений в интеллектуальной сфере для создания популяционных нормативов. Кроме того, в ходе исследования необходимо учитывать региональный и социальный аспекты проблемы.
Литература
1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. /Собр. соч., т.5. М.: Педагогика, 1983.
2. Власова Т.А. Певзднер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие.  М.: Просвещение, 1979.
4. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1991.  №1.  С. 81–87.
5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие.– М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. (Серия «Мастера психологии»).


Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История