Изучение фрустрационной толерантности
у старшеклассников Воронежа с нарушением интеллектуального развития
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка,
сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает увеличение количества
различных отклонений в личностном развитии и поведении молодежи. С другой
стороны, одной из острейших социальных проблем нашего общества за последние
годы стало резкое возрастание молодежной преступности, особенно преступности
подростков. Подростки, у которых система ценностей еще не полностью сформировалась
(тем более лица с нарушением интеллектуального развития), часто втягиваются
в криминальные группы. В этой связи становится актуальным вопрос, как влияет
нарушение интеллектуального развития подростков на степень их агрессивности
в фрустрирующей ситуации, тем более что такие подростки составляют достаточно
большую группу.
Известно, что около 30% патологии психического развития у детей и подростков
составляют задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость
(олигофрения). Однако современные объективные популяционные психологические
характеристики подростков этих групп не изучены. Поэтому важно знать весь
спектр индивидуальных психологических особенностей подростков проблемных
групп, в том числе особенности агрессивности и фрустрационной толерантности.
Сложность в рассмотрении данного вопроса заключается в том, что к настоящему
времени различными авторами предложено множество определений агрессии,
ни одно из которых не стало исчерпывающим и общеупотребительным. Возможно,
это связано с чрезвычайной сложностью и многообразностью форм агрессивного
поведения у человека. Это позволяет различным авторам в зависимости от
целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии совершенно
различное содержание.
Однако, если обобщить современные взгляды на фрустрационную теорию
агрессии, то можно увидеть следующую связь. Уровень и непредвиденность
фрустраций порождают негативные эмоции, наличие которых Берковиц считает
необходимым для возникновения агрессивных намерений. Усилить побуждения
к агрессии, проистекающие из обусловленных фрустрацией негативных эмоций,
могут посылы к агрессии, т.е. провоцирующие воздействия окружающей среды
(в частности, референтной для подростка группы). В целом, повлечет ли фрустрация
за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества
ситуационных факторов (таких, как интенсивность фрустраций и связанные
с агрессией стимуляторы) и от его эмоциональной реакции на них.
Для более полного изучения понятия агрессии необходимо рассматривать
её не только как поведение, но и как психическое состояние; знать её феноменологию,
выделяя познавательный, эмоциональный и во-левой компоненты. Важно посмотреть,
какие особенности эти компоненты приобретают у подростков с нарушением
интеллекта.
Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует
понимания ситуации, видения объекта для на-падения и идентификации своих
«наступательных средств». У подростков с ЗПР отмечаются недостаточность
восприятия, фрагментарность построения целостного образа, снижение памяти,
особенно словесной, слабость непроизвольного и произвольного запоминания,
плохое опосредованное запоминание. Мышление у подростков с ЗПР характеризуется
недостаточной развитостью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования.
Такое мышление является поверхностным, т.е. схватываются случайные, внешние
связи и опускаются главные. Преобладание штампов и шаблонов отражает инертность
нервных процессов. Отмечаются случаи, в которых подростки не могут словесно
объяснить выполняемые действия, что свидетельствует об эпизодическом нарушении
целенаправленности мышления. Умственно отсталые подростки в связи со свойственной
им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей
сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства,
в понятиях морали и нравственности. Таким образом, у подростков с диагнозом
ЗПР и олигофрения недостаточно развит познавательный компонент, в результате
страдает ориентировка, понимание ситуации. Это может отражаться на
неадекватном выделении или игнорировании объекта нападения и идентификации
своих «наступательных средств».
Исключительно важен и эмоциональный компонент агрес-сивного состояния.
Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок
этому состоянию придают переживания недо-брожелательности, злости, мстительности,
а в некоторых случа-ях и чувства своей силы, уверенности. Л.С.Выготский
отмечал, что мышление и аффект представляют собой части единого целого
– человеческого сознания. Поэтому умственная отсталость обуславливает следующие
особенности эмоциональной сферы: недостаточную дифференцированность и часто
неадекватные, непропорциональные воздействиям внешней среды чувства. Наблюдается
чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по несущественному
поводу.
Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая
сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества
воли: целеустремленность, настойчи-вость, решительность, а в ряде случаев
инициативность и сме-лость. Дело в том, что агрессивное состояние часто
возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных
волевых качеств. Для умственно отсталых и подростков с диагнозом ЗПР характерен
дефект овладения собственным поведением. Именно в нем, считает Л.С.Выготский,
лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка.
Таким образом, в результате взаимодействия всех перечисленных выше
деформаций психических компонентов агрессии можно предположить, что подростки
с диагнозами ЗПР и олигофренией в степени дебильности под влиянием
фрустрирующей ситуации могут проявлять следующие поведенческие реакции:
1. либо примитивные агрессивные реакции, совершающиеся вне воздействия
высшей сферы личности и переходящие в неадекватные действия;
2. либо игнорирование объекта нападения с фиксацией на препятствии.
Преобладание одного из указанных типов реакций выявлялось, как один
из аспектов, в ходе проведенного нами и описываемого ниже исследования.
Общепризнанно, что адекватным средством диагностики фрустрационной
толерантности служит экспериментально-психологическая методика изучения
фрустрационных реакций С. Розенцвейга, которая позволяет проследить особенности
поведения в ситуации фрустрации, возникающей в процессе общения. С помощью
этой методики было проведено изучение фрустрационного поведения школьников
с нарушением интеллектуального развития (7-х – 9-х классов): ЗПР – 15 человек;
олигофрении в степени умеренно выраженной дебильности – 30 человек, в т.ч.
14 девочек и 16 мальчиков. Диагноз был поставлен психолого-медико-педагогической
комиссией (ПМПК). Общее количество обследуемых 45 человек, возраст которых
колебался от 13,2 до 18,6 лет и в среднем составил 15,2 лет. Экспериментально-психологическое
исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально. Полученные
результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.
Анализ полученных результатов исследования показал, что группа подростков
с диагнозом олигофрении по коэффициенту социальной адаптации GCR имеет
показатели ниже, чем испытуемые с ЗПР (14% против 29%). Это может свидетельствовать
о более высоком уровне адаптированности к своему социальному окружению
подростков с ЗПР. Однако, для обеих групп испытуемых характерен низкий
уровень адаптированности к своему социальному окружению относительно имеющихся
нормативных показателей (50%). При этом уровень экстрапунитивных реакций
совпадает с верхней границей норматива (E=41% при нормативе
40%).
Основным результатом исследования является то, что среди показателей
обеих групп испытуемых только тип реакции «с фиксацией на препятствии»
(OD) существенно превышает известные нормативы по соответствующему фактору
(в 2,5-3 раза). Внутри группы олигофренов при анализе по полу выявлено,
что у девочек тип реакции с фиксацией на препятствии выражен более ярко,
мальчики же чаще проявляют тип реакции с фиксацией на самозащите.
В ходе исследования анализировался также уровень способностей к трансформации
агрессивности в социально приемлемые формы поведения. Основываясь на значениях
2-го индекса Раухфляйша, можно указать, что в обеих группах испытуемых
отмечается низкий результат, причем подростки с ЗПР (E/e=2,75±1,07) менее
способны к трансформации агрессивных импульсов, чем подростки с олигофренией
(E/e=1,08±0,10). Внутри группы олигофренов были рассмотрены особенности
фрустрационной толерантности среди мальчиков и девочек. У мальчиков исследуемой
выборки показатели по индексу трансформации агрессии Раухфляйша в 2,3 раза
больше, чем у девочек, что дает основание предполагать, что девочки-олигофрены
лучше преобразуют агрессивные импульсы в социально приемлемые формы поведения.
Таким образом, в процессе изучения фрустрационной толерантности
у старшеклассников Воронежа с диагнозами ЗПР и олигофрении в степени умеренно
выраженной дебильности выявлено преобладание реакций с фиксацией на препятствии.
Уровень враждебности к окружению как составляющая экстрапунитивных реакций
не превышает норматива. Таким образом, для исследуемой выборки не характерно
доминирование примитивных агрессивных реакций. Кроме того, в процессе исследования
были выявлены следующие тенденции: низкая степень социальной адаптации,
трудности в трансформации агрессивных импульсов в социально приемлемое
поведение.
Для более полного изучения проблемы необходимо продолжить данное
исследование, включив в него достаточное для эпидемиологического подхода
количество испытуемых различного пола, возраста или иных групп, а также
провести исследование детей без нарушений в интеллектуальной сфере для
создания популяционных нормативов. Кроме того, в ходе исследования необходимо
учитывать региональный и социальный аспекты проблемы.
Литература
1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. /Собр. соч., т.5. М.:
Педагогика, 1983.
2. Власова Т.А. Певзднер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.:
Просвещение, 1973.
3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.
пособие. М.: Просвещение, 1979.
4. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии
// Вопросы психологии, 1991. №1. С. 81–87.
5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции: Учебное пособие.– М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 1998.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. (Серия «Мастера
психологии»).