Альтернатива!
Лосев Александр
 
      Полнота представленности человеческой личности в психологии возможна лишь в рамках целостного подхода к человеку.
      В разных научных школах при изучении психического делался акцент либо на поведении (бихевиоризм), либо на структуре (гештальт-психология), либо на познавательных процессах (когнитивная психология), либо на всем этом вместе, но всегда психическое рассматривалось как таковое в своих достаточно жестких границах. Исследователь как субъект исключался из наблюдения или эксперимента. Внешнеобъектный подход к человеку приводил к тому, что психология могла вычленить лишь его односторонние проекции.
      В то же время религиозная (христианская) антропология настаивает на необходимости именно целостного видения человеческой природы, в единстве ее телесных, душевных и духовных форм жизни.
      Область поиска и исследований психического все более расширяется: предметом изучения становятся многообразные явления, возникающие на стыках "души" и "тела". Появились и стали развиваться новые науки: психофизика, психофизиология, нейропсихология и др.
      Казалось бы, оправдан интерес и к другому полюсу человеческой реальности - к форме его духовного бытия. Однако по сей день научная психология осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений отрицалось. Сегодня ситуация постепенно меняется. В работах Б.С.Братусь, В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, Ф.Е.Василюка и других предпринимаются попытки заложить основы духовной психологии как формы рационального знания о становлении духа человека в течение его индивидуальной жизни.
      Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир и созидать новые формы общественной жизни. Дух связывает отдельного индивида, субъекта психологической деятельности со всем человеческим родом во всех проявлениях его культурного и исторического бытия. Однако неправильно мыслить духовность человека только как содержание высших образцов человеческой культуры. Через изучение последних индивидуальный дух непосредственно не выявляется. У нас появляется уверенность, что он есть, но что он есть - не известно.
     Неправильно понимать духовность и как новую ступень усложнения индивидуальных психических функций и способностей. Если даже все субъективные способности человека возрастут до бесконечности, все равно это еще не духовность, это все еще степень, а не существо различий, не другой способ бытия. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни.
     В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект во всем многообразии своих индивидуальных свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность познания человека. Особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, поэтому психолог-практик вынужден использовать совокупность различных методов.
     Психология человека начинает осваивать наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, а главное - формировать новый взгляд, новое видение человеческой реальности. Только в этом интервале (телесное существование - духовное бытие) можно выявить природу, статус и динамику психического.


Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История