Изучение ценностных ориентаций
у жителей Воронежа и области
Пеньков А.И.
Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей. В силу этого ценностные ориентации являются одной из самых приоритетных областей изучения психологии, социологии, политологии и других наук, изучающих человека и общество.
Как инструмент исследования был использован Опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина (ОТеЦ), предложенный автором в 1991 году. ОТеЦ предназначен для диагностики жизненных целей человека и позволяет оценить как общую выраженность каждой из 8 терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), так и их представленности в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений). Исследование проводилось на выборке 33 человека, из которых 48,5% мужского и 51,5% женского пола. Возраст испытуемых составил от 16 до 30 лет, средний возраст – 21 год. 76% из них имеют высшее образование или являются студентами ВУЗов. Результаты исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее значимыми ценностями для лиц мужского пола стали достижения (постановка и решение определенных жизненных задач как главный жизненный фактор; среднее значение – 6,6 стена) и высокое материальное положение (обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования; среднее значение – 6,1 стена).  Наименее значимыми оказались ценность развития себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик; среднее значение – 4,3 стена) и креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность; среднее значение – 3,9 стена). Как сферы жизни, наиболее способствующие реализации доминирующих смыслов и ценностей, выбраны общественная жизнь (среднее значение –  6,1 стена) и семейная жизнь (среднее значение – 5,8 стена), менее значимы профессиональная жизнь (среднее значение – 4,9 стена) и сфера увлечений (среднее значение – 4,4 стена).
У женщин доминируют те же ценности, но высокое материальное положение важнее, чем достижения (среднее значение – 7,8 и 7,3 стена соответственно). Наименее выражены креативность (среднее значение – 5,3 стена) и ценность духовного удовлетворения (руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными; среднее значение – 5,1 стена). Сферы жизни, наиболее способствующие реализации ценностей, – обучение и образование (среднее значение – 7,3 стена) и увлечения (среднее значение – 6,8 стена). Общественная и профессиональная жизнь представляют наименьшую значимость (среднее значение – 6,3 и 6,2 стена соответственно).
Таким образом, традиционные представления о том, что для мужчин наиболее значима профессиональная жизнь, а для женщин – семейная, на данной выборке не подтверждаются.
Результаты настоящего исследования дали ориентиры для построения широкого спектра различных направлений работы с отдельными группами населения. Они могут быть использованы не только для различных прикладных целей в психологии, но и, как уже указывалось, в социологии, политологии, других науках о человеке и обществе. Требуется продолжение исследования для получения более достоверных результатов (необходимо исследование больших выборок).
 
Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История