Изучение ценностных
ориентаций
у жителей Воронежа и области
Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения
человека и лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень
развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения
индивида в систему социальных учреждений и общностей. В силу этого ценностные
ориентации являются одной из самых приоритетных областей изучения психологии,
социологии, политологии и других наук, изучающих человека и общество.
Как инструмент исследования был использован Опросник терминальных ценностей
И.Г.Сенина (ОТеЦ), предложенный автором в 1991 году. ОТеЦ предназначен
для диагностики жизненных целей человека и позволяет оценить как общую
выраженность каждой из 8 терминальных ценностей (собственный престиж, высокое
материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие
себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности),
так и их представленности в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной
жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной
жизни, сфера увлечений). Исследование проводилось на выборке 33 человека,
из которых 48,5% мужского и 51,5% женского пола. Возраст испытуемых составил
от 16 до 30 лет, средний возраст – 21 год. 76% из них имеют высшее образование
или являются студентами ВУЗов. Результаты исследования обрабатывались с
помощью методов математической статистики.
Анализ результатов исследования показал, что наиболее значимыми ценностями
для лиц мужского пола стали достижения (постановка и решение определенных
жизненных задач как главный жизненный фактор; среднее значение – 6,6 стена)
и высокое материальное положение (обращение к факторам материального благополучия
как к главному смыслу существования; среднее значение – 6,1 стена).
Наименее значимыми оказались ценность развития себя (познание своих индивидуальных
особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных
характеристик; среднее значение – 4,3 стена) и креативность (реализация
своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность;
среднее значение – 3,9 стена). Как сферы жизни, наиболее способствующие
реализации доминирующих смыслов и ценностей, выбраны общественная жизнь
(среднее значение – 6,1 стена) и семейная жизнь (среднее значение
– 5,8 стена), менее значимы профессиональная жизнь (среднее значение –
4,9 стена) и сфера увлечений (среднее значение – 4,4 стена).
У женщин доминируют те же ценности, но высокое материальное положение
важнее, чем достижения (среднее значение – 7,8 и 7,3 стена соответственно).
Наименее выражены креативность (среднее значение – 5,3 стена) и ценность
духовного удовлетворения (руководство морально-нравственными принципами,
преобладание духовных потребностей над материальными; среднее значение
– 5,1 стена). Сферы жизни, наиболее способствующие реализации ценностей,
– обучение и образование (среднее значение – 7,3 стена) и увлечения (среднее
значение – 6,8 стена). Общественная и профессиональная жизнь представляют
наименьшую значимость (среднее значение – 6,3 и 6,2 стена соответственно).
Таким образом, традиционные представления о том, что для мужчин наиболее
значима профессиональная жизнь, а для женщин – семейная, на данной выборке
не подтверждаются.
Результаты настоящего исследования дали ориентиры для построения широкого
спектра различных направлений работы с отдельными группами населения. Они
могут быть использованы не только для различных прикладных целей в психологии,
но и, как уже указывалось, в социологии, политологии, других науках о человеке
и обществе. Требуется продолжение исследования для получения более достоверных
результатов (необходимо исследование больших выборок).