Прикладная психология

Содержание за 1999
 
Содержание 4, 5, 6 Вернуться к периодике

№4, 1999

А.Н. Демин. Психологическое содержание профессиональной ориентации.
Рассматривается ряд направлений в теоретико-методическом контексте профессиональной ориентации: субъектность, дополнительность профессиональному обучению, уточнение предмета и поиск критических зон профессиональной ориентации. Предлагается формулировка профессиональной ориентации в современных условиях и выделяются несколько следствий теоретического и организационного свойства.

Д.В. Ярцев. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей.
Описывается два вида проблем развития одаренности в подростковом возрасте (один вид - связан с анатомо-физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в данный период онтогенеза; другая - это реализация способностей). Выделяются и анализируются четыре основных источника оценочных суждений, способных оказывать значительное влияние на самооценку: это семья, школа, референтная группа и интимно-личностное общение. 


 №5, 1999
I. Конфликтология
Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили.
В статье рассматриваются основные стратегии (на примере трех основных: “выигрыш-проигрыш”, “проигрыш-проигрыш”, “выигрыш-выигрыш”), подходы (когда решение проблемы может быть обеспечено за счет применения власти или силы, юридических прав или интересов)  и стили регулирования и разрешения конфликтов (односторонний, компромиссный и интегративный).
II. История психологии

Брушнинский А.В. Прикладная психология в России: 1920-30-е годы.
Автор отмечает  одно из направлений прикладной психологии – психотехнику.
Рассказывает о его становлении и развитии в России. Следующим направлением, которое он отмечает, является педология (внесшее серьезный вклад в развитие психологического знания о ребенке).

III. Персонология

Пономаренко В.А., Ушаков И.Б., Усов В.М. Психофизиологические аспекты проблемы “трудных” состояний человека применительно к современным управленческим профессиям.
Проблема трудных психических является “знаковой” для человека современного общества, поэтому специалистам-психологам, врачам, руководителям производства и другим специалистам важно осознать причины и следствия подобных состояний для индивида, производства и общества. Автор пытается привлечь внимание к проблемам, возникающим в сфере профессиональной деятельности современного специалиста, труд которого становится более насыщенным в информационном плане, в частоте возникновения проблемных ситуаций и подразумевает высокую когнитивную активность и интеллектуальную продуктивность при решении нестандартных задач.

Лабунская В.А. Психология выражения и проблемы формирования
экспрессивного “Я” личности.
В данной статье автор рассматривает искусственно-естественные способы формирования и осознания личностью своего “экспрессивного Я”, его связи с внутренним миром, противоречия, которые возникают в результате борьбы двух тенденций в жизнедеятельности человека: выражение своего внутреннего мира и маскировки своего реального  “Я”.

IV. Семья

Криченко Е.В., Терехин В.А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений.
Авторы отмечают, что качество брака представляет собой целостную характеристику функционального средства существенных свойств брака, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, и как системный показатель благополучия семьи дает возможность построения эффективных программ психологической помощи населению.

V. Одаренность

Герасимова Т.Ю. “ Развитие способностей к психической саморегуляции у подростков с помощью метода аутогенной тренировки”.
Психологическая адаптация подростков к условиям учебной деятельности и развитие способности к произвольной регуляции своего состояния в средних общеобразовательных школах осуществляется стихийно. В результате подростки с эмоциональной неустойчивостью, подвергаясь стрессовым влияниям, переживают психотравму, на фоне которых могут возникать искажения в развитии самосознания. Эффективным средством формирования способности подростков к саморегуляции автор считает спецкурс психологических занятий, включающих методику аутогенной тренировки.

VII. Гипноз: ноу-хау

Гримак Л.П. “Гипноз искусства”.
Любое творение человеческого гения аккумулирует “гипноз творца”, становится средоточением доступного человеку божественного свойства и тем самым указывает путь и реальные возможности совершенствования. Антиискусство, используя элементарные психотехники наведения транса, апеллирует к сфере бессознательного, к древним инстинктам и тем самым ведет к потере достигнутого.


 №6, 1999
I. Управление
 В.В.Латынов, Н.Д. Павлова «Процессы социального влияния в среде россий-ских менеджеров» (стр.1-8)
II. Образование:
1. В.М.Астапов, П.Еле, О.Р.Маслов, Л.Новиков, Е.Е.Пронина «Профессио-нальные страхи учителей в России и Германии» (стр. 9-24).
2. П.В.Меньшиков «Психологические проблемы коррекции интеллектуальной пассивности учащихся» (стр. 25-32).
III. Методология:
1. В.В.Печенков «Индивидуальность как открытая система» (стр. 33-44).
2. К.В.Андреева, П.В.Яньшин «Связь предпочтения цвета с Я-концепцией» (стр. 45-57)
Главная цель данного исследования – доказать, что восприятие цвета не только закономерно категоризируется на уровне физиологических реакций, но и на уровне семантических конструктов, репрезентирующих структуру самосознания личности.
IV. Психология безопасности:
И.И.Васильева «Психология электротравматизма» (стр. 59-64)
Электротравматизм представляет собой острую чрезвычайно сложную проблему. Риск гибели от электротравмы в энергетике признается самым высоким. Здесь показана картина электротравматизма, которая имеет свои отличительные, подчас парадоксальные, особенности.
V. Социальное развитие:
 В.Ю.Большаков, И.Г.Большакова «Прогнозирование социально-психологических процессов». (стр. 65-71).
VI. Семья:
 Л.Н.Лукьянова «Социальная поддержка и психологическое самочувствие работающих супругов» (стр.72-74)
Большинство семей в современном российском обществе составляют семьи, в которых оба супруга работают, и в связи с этим подвержены стрессовым воздействиям со стороны как семейных, так и профессиональных проблем. Оценивая воздействие социальных контактов на адаптацию семей, в которых оба супруга работают, выделяются два теоретических подхода. С одной стороны, следует признать социальные контакты потенциальными источниками стресс. С другой стороны, наличие социальных контактов позитивно связано с психологическим благополучием. Авторы данной работы пытаются выяснить, какой из представленных подходов больше соответствует российской выборке. Основной целью данного исследования было рассмотрение влияния социальных связей на адаптацию работающих супругов в российских семьях.
VII. Инструментарий:
 Т.А.Шкурко «Динамика проксемических параметров рисуночного теста «Я и группа» как показатель изменения отношений к группе» (стр. 80-84).
VIII. Гипноз: Ноу-Хау:
 Л.П.Гримак «Неотложная аутопсихотерапия» (стр. 85-91).
IX. Психологи шутят:
 Е.А.Рейтблат «Всевидящий работоискатель «ОПТИМИЗКИН» (шутливые советы)» (стр. 92-96).

Содержание 4, 5, 6
 
Главная страница
Цели НСК
Вестник НСК
Новости
 Календарь
Периодика
 Организации
Статьи 
НСК в лицах
История